Портфолио школьника

"Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации его личностного развития"

Задачи занятия

1. Проинформировать родителей о школьном портфолио, его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.
2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.

Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ? 

          Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое. 


      В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы. Оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала предметов на разных ступенях обучения. Мы собираем в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и школы. 
Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы никакая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна? 
Хорошим решением для исправления этой ситуации в школе вполне может стать портфолио! 
Что такое Портфолио?         Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Давайте разберёмся, что оно значит. Это слово иностранного происхождения. В переводе с английского - портфель для документов, с французского – собрание листов, с итальянского – папка с документами. Мы можем сделать вывод, что это множество каких – то листов или документов, собранных в одном месте. 
В педагогической литературе «Портфолио» - это: 
· Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению.
· Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год). 

С какой целью создаётся Портфолио? 

       Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути 
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. 
Воспитательные и педагогические цели ведения портфолио в начальных классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 
Задачи портфолио.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
а) Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
б) Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.
в) Поощрять его активность и самостоятельность.
г) Формировать навыки учебной деятельности.
д) Содействовать индивидуализации образования ученика.
е) Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж) Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Нужно ли оформлять портфолио нашим детям? 
С 2011 года с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения портфолио школьника является обязательным для оформления личной документации ученика. 
«Портфель личных достижений» ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем ученикам начальных классов необходимо вести портфель своих достижений. 
Введение обязательного портфолио – не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. 
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Главное не победа, главное - участие! 
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. 
Каким мы видим портфолио наших детей? 
В школе разработано «Положение о портфолио ученика начальной школы». В нём прописана структура портфолио. Он состоит из титульного листа и основных разделов. Давайте вместе подумаем, что мы можем поместить в каждый раздел. 
Важно! Портфолио в новом учебном году ОБНОВЛЯЕТСЯ! Все, что накопили за 1-2 класс убираем в другую папку, находится дома. Из портфолио берем в 3 класс только ту информацию, которая актуальна в новом учебном году.
23 сентября - контрольная точка. нужно сдать портфолио учителю, для проверки на наличие портфолио, оформление структуры портфолио.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. 
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. 

ЛИСТ ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержит  информацию о номере страницы раздела. 
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" 
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: 
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. 
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. 
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). 
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. 
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. 
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. 
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. (например составить синквейн)
"Кем я стану когда вырасту"здесь ребенок оформляет информацию о профессии, которой мечтает.
Здесь располагаются листы: "Учимся ставить цели" (тест)"Учусь ставить цели"(1-4 четверть); "Карта здоровья"; "Правила безопасности".

РАЗДЕЛ "ПО СТУПЕНЬКАМ ЗНАНИЙ" 
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 
Здесь располагаются листы:  "Мои общеучебные умения по предметам"; Самооценка за 1,2,3,4 четверть"; "Я читатель" (2 листа); Листы по предметам.

РАЗДЕЛ "Я ЖИВУ СРЕДИ ЛЮДЕЙ" 

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" 
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: сказки, стихи. Рисунки,(фотография), если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить  фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! 
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. 
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички. 

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" 

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях. 

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" 
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости,"Табель успеваемости". Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. (только за текущий учебный год). Здесь листы "Участие в конкурсах"; "Участие в проектной деятельности". Если ребенок писал пост в блог или статью на школьный сайт (обязательное условие для участия в конкурсе "Ученик года"), то скриншот страницы с подписью классного руководителя размещаем в этом разделе. 
РАЗДЕЛ "ПОДВЕДЕМ ИТОГИ"
Обязательно наличие листа, "Отзывы", где учитель, родители, одноклассники могут написать отзывы о работах ученика. Листы самооценки, самоотчета:"Лист моих взаимоотношений в 3 классе"; "Учусь общаться и общаясь учусь"; "Какой ты человек", "Тайны моего характера"; Я хозяин своих эмоций"; "Я и мои друзья"; "Какой я одноклассник"; "Правила школьной дружбы"; "Мои жизненные принципы" "Почему мы разные".
Листы учитель раздаст на родительском собрании в августе 

Кто и как должен составлять портфолио? 
Портфолио – это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель и классный руководитель, пусть он будет даже мастером ... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
Типичные ошибки при составлении портфолио. 

1. «Мама или я - Новиков Илья?»

Известное стихотворение Агнии Барто, как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми (учителем, классным руководителем или родителями), а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению, мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно. 
2. Лучше меньше, да лучше. 
Многие ребята и их родители стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в Портфолио. Важно помнить, что главное в технологии Портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ. 

3. Информационный вакуум. 
Важно помнить, что Портфолио собираете вы, и вы, более чем кто-либо, заинтересованы в его качестве. Не ждите рекомендаций извне, действуйте сами:
1) Участвуйте в различных классных, школьных и районных мероприятиях.

2) Найдите в Интернет образовательные сайты, предложите ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними).
Рекомендации.
1. Согласовывайте с ребенком все документы, которые хотите разместить в Портфолио.
2. Пополняйте Портфолио систематически, а не от случая к случаю.
3. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования Портфолио как копилки его успехов.
4. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
5. Привлекайте самого ребёнка к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов в целях формирования сознательного отношения к учебе и её конечным результатам, это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.
6. . Помогайте ребёнку вести его Портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать.
7. Не отказывайте в помощи при сборе материалов: можно напоминать ученику о пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребёнка, своевременно пополнять копилку его успехов.
8. Предоставляйте ребёнку возможность периодически пересматривать свои работы и по желанию их заменять.


Источник информации

Источник информации (здесь вы найдёте материалы для скачивания: листы-разделители и листы-вкладыши для портфолио)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

летняя практика, летний отдых

  ЗАПИСАТЬСЯ НА ЛЕТНЮЮ ОТРАБОТКУ МОЖНО В ДОКУМЕНТЕ ЗДЕСЬ